В первых главах утверждается, что доход зависит преимущественно от заложенной в нас бессознательной финансовой программы. Эта программа закладывается в детстве, на основе модели родительских отношений с деньгами.
Проблема в том, что я очень плохо помню своё детство и тем более отношение родителей к деньгам. Раньше бы я сказал, что это неважно и психология – лженаука. Теперь же я считаю, что, наверное, мое детство подавлено какой-то сильной фрустрацией, поэтому его нет в памяти.
Кстати, у меня была мысль «обратного дневника», когда ты записываешь события, которые ты помнишь, а потом пытаешься по дням восстановить события своей жизни, задавая вопросами «что было вчера, что было потом».
Но вернемся к теме. Я попробовал вспомнить, как были выстроены отношения к деньгам, начиная с детства.
Я был довольно самостоятельным ребенком и мне доверяли ходить в магазин уже лет в шесть за мелкими покупками – продуктами, молоком, сметаной, печеньем. Да, я ходил с бидончиком за сметаной и может быть, анекдот, что деньги на дне бидона про меня, а может нет. ;-)
Я помню был какой-то конфликт по поводу нецелевой траты денег на конфеты, но деталей не помню.
Когда мы переехали в Минск и пошли в школу, у нас с деньгами было все достаточно хорошо.
Мы позволяли себе «дефицитные» покупки – стенку, телевизор и т.п. У меня и сестры было по велосипеду. Мой после долгого времени юзания, кстати, украли, когда я сдавал бутылки и оставил велик у входа в бутылочную.
Папа работал инженером, начальником смены на заводе и получал достаточно большие деньги.
Мама работала поваром и заведующей произодства и брала «натурой» - у нас дома было достаточно мяса и прочих прелестей кулинарии.
Когда начались кризисные годы, мама начала челночить в Калининград – возила нитки и прямо там брала у оптовиков кружки и продавала их на рынке. Также она продавала товары, которые выпускались у отца на заводе и он мог брать их со скидкой – телефоны, фены и т.п. ширпотреб. Постепенно она втянула туда и отца, заставив его уйти с работы с завода.
Я помогал им возить товар. Но я гордо считал, что я плохой продавец и поэтому сам на рынке не торговал. Считал, что это «недостойное» занятие и важнее получить профессию, это и будет кормить. Возможно, тут кроются корни отрицания дохода, ведь мама зарабатывала на рынке достаточно много.
Она потеряла некоторую сумму на кризисе с курсом доллара (девальвации). Потом у нее украли 10.000$, это было довольно серьезным ударом. Но всё же её деятельность продолжалась.
Моя первая работа по профессии после института показалась мне скучной, как сейчас кажется скучной моя работа. Я получал там умеренную сумму, на которую можно было жить.
Я уволился и год-полтора помогал родителям челночить. Они меня кормили, но я был конфликтным и иногда они меня «в воспитательных целях» оставляли без денег.
Я продавал книги из своей библиотеки и иногда весь день жил на «батоне и кефире». Это был интересный опыт.
Я взялся раздавать листовки и пару раз раздал, но эффекта от них не было и мне больше не поручали, посчитали, что я их не раздаю, а выбрасываю.
Я тщательно искал идеи дохода, ниши, но не находил. Я открыл ИП, но оно пригодилось только с десяток раз, для провоза партии ниток через таможню.
Я 3 месяца работал учителем в школе. Мне приятно было получать хоть небольшие, но честно заработанные деньги. Это было приятное ощущение.
Начиная с детства я брал у мамы деньги на покупку компьютеров. На видик денег так и не хватило, а вот на компы иногда мне доставалось. Но они у меня постоянно ломались. Я не умел выбирать. Через меня прошло два ZX Spectrum и ЕС 1841 – всё итоге превратилось в металлолом. В итоге у меня возникло стойкое чувтсво вины, что я зря потратил родительские деньги на эти компьютеры. Я оценил этот долг в 300$ по ценам того периода и решил, что их верну когда-нибудь.
Потом я переехал в Калининград к первой жене и начал зарабатывать деньги по 1С. Быстро мой доход стал приемлемым.
Всё это время я особо не копил.
Я начал копить только после того, как ушел от жены. Первое время я жил у своей тетки, мне понадобились сбережения, чтобы снимать квартиру.
Когда я через полтора года уезжал в Москву, у меня было 700$ сбережений, при том что комната в Москве на месяц стоила 100$.
В Москве я придерживался принципа – на сбережения 50%, чтобы не работать всю жизнь на «золотого тельца». Откуда у меня это? Я, кстати, посмеивался над одинэсником Завсом, который был озабочен зарабатыванием денег и превратил жизнь в сплошные работы и подработки.
Через пару лет после вступления в брак мы купили квартиру в ипотеку, куда ушли все сбережения и я остался еще немного должен.
Тут включилась другая программа – я решил в первые месяцы сбить максимально проценты по ипотеке и все заработанное сливал в ипотеку.
Сейчас ипотека обходится всего в 14.000, половину от первоначальной суммы, но не так давно я влил в неё 200.000. Хотя они бы мне очень пригодились как резервный фонд на смену области деятельности, о которой я сейчас задумываюсь.
Если попытаться проанализировать свою текущую финансовую программу, то до текущего момента она была такая:
- Я не делал сбережений. Рассчитывая в случае кризисных ситуаций пережить их на кредитных средствах.
- Я считаю, что минимум 100.000 в месяц я всегда заработаю по найму программистом 1С.
- В приоритете избавление от долгов по ипотеке, а не создание накоплений.
Потому что хочется расширить своё жилье и якобы жизнь без долга за квартиру – счастье.
Ну и я стыдился, что так долго выплачиваю этот долг.
- Детям нужно море, это свято. Это убеждение моей жены, оно стоило мне порой по 250-300 тысяч в год. Я боролся с ним, сдвигая отдых на менее дорогие сезоны, но в итоге в эту «топку» улетало достаточно.
Теперь я открываю фонд «море» и на море мы поедем только тогда, когда там накопится достаточная сумма, тысяч 90 (к осеннему турецкому сезону).
- У меня в детстве у родителей не всегда хватало денег на игрушки. Поэтому я решил, что Руслан не будет нуждаться в игрушках. И когда я ему покупал игрушки, думал – ну я же себе могу позволить сходить в отель с телками или купить «фею», почему ему не могу купить.
В итоге я покупал ему игрушек на 5-10 тысяч в месяц, иронизируя, что «я работаю на Лего», намного больше, чем я тратил на свои хобби. Теперь я выделил бюджет 5000 в месяц, озвучил его Руслану, выдаю их ему наличными в копилку, пусть тратит как хочет.
- При такой жизни у меня все же складывалось ощущение, что денег на все не хватает, поэтому я покупал всё самое дешевое и только недавно перешел в миддл-сектор по одежде и обуви. Например, стал покупать не самые дешевые джинсы и ботинки. Занятия бегом показали, что кроссовки нужно покупать дорогие.
- Я никогда не задумывался о том, что могу получать больше. Даже на уровне мечтаний. Я смирился с плавным увеличением дохода в 1С при профессиональном росте. Но этот рост достиг потолка, далее нужно было бы только переквалифицироваться в руководители проектов, а это тоже не мое, как и программирование в 1С.
Я нехотя брал подработки, считал, что на них у меня нет времени и сил. Хоть и брал за них в 1.5 раза больше, чем на основной работе. Но это для мотивации.
- В итоге только сейчас я начал задумываться о том, что мой результат – это целиком и полностью моя заслуга, результат моих взглядов, «плавания по течению» жизни, отсутствия четких целей и планов.
Сейчас у меня такие планы:
- Создание нескольких источников дохода. В том числе пассивного. Прокачка имеющихся дополнительных источников дохода.
- Ведение бюджета
- Экономия и создание сбережений для инвестиций и возможности жить не работая все время по найму при необходимости.
- Поиск своей ниши, активный перебор имеющихся идей и вариантов, но без открытия кредитов и прочих опасных действий.
- Прокачка своего пиар-потенциала, монетизация популярности.
Journal information