Я их обдумывал-обдумывал и, наконец, родил форму в Excel.
Сперва я хотел вести бюжет в Google-таблицах, но очень уж медленно там сворачиваются и показываются колонки.
Поэтому решил использовать старый, добрый, быстрый Excel.
Суть подхода - бюджет на месяц должен быть больше или равен нулю. В апреле он у меня составлен с профицитом 2350.
Правда, я забыл включить накопления, которые по идее, у меня должны быть 70.000 в месяц, чтобы я мог откладывать деньги на фриланс.
Смотрите, по графе "учеба" у меня внеплановые расходы на 33 тысячи. Это обозначает, что нужно откорректировать бюджет в колонке "План2", поставить более высокую сумму расходов по статье "учеба". Но при этом бюджет "План 2" становится дефицитным.
Чтобы этого не произошло, я урезаю статьи расходов.
К счастью, доход оказывается более запланированного, и я корректирую в "План 2" план зарплаты согласно факту - в большую сторону.
Это позволяет мне даже использовать 8 тысяч в фонд накоплений.
В середине и конце месяца я буду вносить фактические расходы. В принципе, без привязки к счетам, просто общие суммы по статьям.
Записывать бесконечные перемещения денег - пустая трата времени. У меня есть остаток денег на начало и середину месяца, если возникнет разница, я увижу, это будет говорить о том, что учет не точный. Т.е. я буду иметь представление о качестве и точности своего учета.
Доходы и расходы я планирую по факту их получения/платежа. Т.е. если я в апреле получаю зарплату за март, это будет план доходов апреля. Аналогично, если в апреле плачу коммуналку за март, это будет план расходов за апрель. Так проще и надежнее.
Внизу таблицы с кодом Ф - фонды. Все "лишние" деньги из доходов аккумулируются в фонды.
Фонд "операционка" - это текущая сумма свободных денег, т.е. наличка - долг по кредитной карте.
Кстати, игры с Альфа-банком я тоже отражаю через фонды.
Если я буду жить за счет кредитки, то будет фонд кредитки со знаком минус.
Если по статье бюджет остался не израсходованным, он переносится как остаток на следующий месяц. Это позволяет реализовать цели.
Также по этой схеме я ограничиваю покупки игрушек Руслану, чтобы жизнь не превращалась в "работаю на Лего".
В годовой схему удалось зафиксировать даже платежи в определенные месяцы, например страховку и поступление вычета НДФЛ:
Самая сложная формула пока для колонки "План 2". Из-за особенностей Excel над ней пришлось поколдовать:
Я реализовал пару макросов:
- Кнопки плюс и минус сворачивают и разворачивают помесячные бюджеты.
- Кнопка ">>" тиражирует текущее значение в выделенных ячейках бюджета вправо. Хотя не само значение а формулу. Это удобно, т.к. даже если колонки скрыты, если копируешь план на другие ячейки, затираются скрытые ячейки. Так удобно вносить план сразу на год.
Journal information